Беда на наши дачи. Поправки в закон о СНТ не приняты, но уже действуют
Поправки в закон о садоводческих объединениях пока путешествуют по коридорам власти, но чиновники уже кое-где претворяют их в жизнь.
Весной «АиФ» писал о готовящихся поправках в закон о садоводстве и проблемах, которые они могут принести дачникам (см. «АиФ» № 14). Депутаты должны были рассмотреть документ в текущую сессию. Многие читатели спрашивают: что с законом?
Страшилки в деле
Поправки в закон о садоводческих объединениях (№ 66-ФЗ от 15.04.1998 г.), дойдя до второго чтения в Государственной думе, практически узаконили то, чего боялись садоводы. Жилое строение, которым ранее именовалась летняя дача в садовом некоммерческом товариществе (СНТ), будет называться индивидуальным жилым домом.
Подумаешь, может сказать кто-то, это одно и то же, практически синонимы. Увы, с юридической точки зрения это «две большие разницы». Индивидуальный жилой дом — капитальное строение, в котором можно проживать круглогодично. По сути, это второе жильё — за него и налог выше, и из очереди на улучшение жилищных условий владельцев второго жилья непременно выкинут. Но можно ли хлипкий домик считать полноценным жильём? Фактически — нет, но юридически, выходит, да. Закон пока путешествует по коридорам власти, но чиновники уже кое-где претворяют его в жизнь.
— В нашем распоряжении есть документы, которые нам предоставил военный пенсионер Игорь Лапин, — рассказывает Людмила Голосова, председатель Профсоюза садоводов России. — Он 20 лет простоял в очереди на улучшение жилищных условий. И вдруг получил письмо из администрации города, что с очереди на жильё семья снята, так как у них есть дом в пригороде! «Дом» — это щитовая избушка в садовом товариществе в 30 м², построенная в 1980 г. Ни воды, ни газа, ни канализации там нет. Только свет. Кто определил, что дом пригоден для круглогодичного проживания? Как зимой жить в СНТ, не имея ни почты, ни поликлиники, ни магазина? Чиновники, снявшие семью с очереди, подобными объяснениями себя не утрудили. Поправки в закон ещё не приняты, но, получается, уже действуют! Случай с Лапиным не единичный.
Радость сельсовета
В закон лезет и ещё одна опасная поправка: право определять, пригоден ли дом для круглогодичного проживания, предоставят органам местного самоуправления. То есть глава соседнего с СНТ сельсовета может заглянуть в окошко вашей дачки и записать в тетрадочке: «Жить можно!» Пользуясь правом оказывать госуслуги, сельсовет самостоятельно ставит ваш дом на учёт в реестре недвижимости в качестве капитального — со всеми вытекающими отсюда последствиями. Глава сельсовета обычно не обременён знаниями по градостроительным нормам (по которым определяется статус строения). Но одно он знает точно: вы становитесь налогоплательщиком, а налоги идут в местный бюджет. При этом сельская администрация, получив ваши налоги, не обязана заботиться о территории, где вы живёте. Ведь у СНТ нет и не будет статуса поселения. Получается, что налог вы платите всё больше, а качество жизни на земле товарищества не меняется — ни магазина, ни врача, ни автобуса, ни газа, ни дорог у вас не появится. Поправки откровенно поражают дачников (их в стране 70 млн) в гражданских правах.
— Я в курсе истории пенсионера Лапина, — сказал «АиФ» депутат Госдумы РФ Андрей Туманов, защитник прав дачников. — Считаю, что в этой ситуации выход один — обратиться в суд. Здравый смысл должен возобладать. И вообще, не понимаю, почему должен быть отдельный закон для садоводов? Регистрируй землю и живи по Гражданскому кодексу как владелец земли и строений. Думаю, что за оставшиеся до летних каникул Госдумы дни поправки не будут рассматривать. Скорее всего, их положат на полку — и правильно сделают.